Установка второго креста

01.11.2023 г. на Крестовоздвиженском соборе г. Новохопёрска, в ходе работ по консервации, состоялась установка второго креста. На этот раз символ христианства украсил храмовую колокольню. Чин освящения креста произвёл настоятель собора иерей Андрей Саврасов, который, как и прочие новохопёрцы СДКВ, является казаком Хоперского отдела Конвоя Святого Царя Страстотерпца Николая II. Монтажные работы проводили работники ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские».

Теперь два православных креста венчают наш собор. Именно таким — с полумесяцем и расходящимися из перекрестия лучами, был и его родной крест. В православной традиции такой крест означает саму Церковь Христову, согласно Апокалипсису: «Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна», (Откр.12:1).

Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире. Интересный факт, что в Крестовоздвиженском соборе тоже представлена царская тема. Нижний казачий храм посвящён святым Царственным страстотерпцам, т.е. последнему Императору православной Российской Империи Николаю II и его семье.

Иногда люди считают, что такой крест символизирует победу православия над исламом — это не так. Полумесяц имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но данный символ перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году.

У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.

ПРЕСС-СЛУЖБА ХПКО СДКВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *